Бухгалтерский и налоговый учет банковских гарантий
СтатьиУчет банковских гарантий является очень важным действием в сфере бухгалтерского и налогового дела. На сегодняшний день, одной из наиболее популярных финансовых услуг с точки зрения страхования рисков является специализированный инструмент под названием банковская гарантия. Данный инструмент призван максимально уменьшить риски и защитить интересы организации в случае невыполнения обязательств контрагентом по договору или контракту. То есть, банковская гарантия – специальный инструмент, позволяющий обеспечить обязательства, где банк дает гарантирующий документ, позволяющий получить денежные средства при наступлении гарантийных случаев.
О вознаграждении гаранту – бухгалтерский учет
Для начала стоит сказать, что бухгалтерский учет вознаграждения зависит от вида обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией. Итак, давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.
В первом случае – банковская гарантия предоставляется продавцу имущества – выплачиваемое гаранту вознаграждение здесь является обычным расходником. Такие расходы напрямую связаны с приобретением имущества. Основываясь на положениях о ведении бухгалтерского учета и отчетности, в частности имущество которое приобретается за конкретно определенную плату, оценивается путем суммирования затрат относительно его покупки, которые были фактически произведены в процессе покупки. Такими затратами можно считать:
- Наценки и надбавки;
- Таможенные пошлины и другие подобные платежи;
- Финансовые затраты на покупку имущества;
- Затраты на выплаты комиссионных вознаграждений;
- Затраты связанные с доставкой, транспортировкой и хранением имущества, если такие услуги предоставлялись третьими лицами.
Помимо вышеперечисленного в фактическую стоимость активов составляют и прочие затраты, которые связаны с приобретением имущества. Следовательно, сюда можно включить и суммы вознаграждений, предназначаемых гарантирующей стороне, если выдача банковской гарантии была произведена до момента учета всех активов.
Во втором случае – выдача банковской гарантии производилось с целью обеспечения обязательств связанных с долгом (кредитные обязательства и так далее). Когда заемщик получает банковскую гарантию с целью получения заемных средств, то в таком случае расходы, связанные с поучением заемных средств, признается иным видом расходов. Из этого следует, что организация принципала должна закрепить один из методов, по которому будет вестись учет расходов:
- Равномерный учет в течение всего срока займа;
- Единовременный учет – для того отчетного периода, к которому относится расход.
В третьем случае – банковская гарантия выдается с целью обеспечения исполнения иных обязательств. Здесь, в зависимости от того, какой вид обязательств, взятых компанией, обеспечивается банковской гарантией, предназначенная гаранту сумма вознаграждения согласно условиям этой гарантии, связанных с исполнением иных обязательств. Например, заключение государственных контрактов или выполнение государственного заказа – все это может быть включено в состав прочих расходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности компании.
В тех случаях, когда банковская гарантия выдана с целью исполнения обязательства по договору, который предусматривает получение дохода на протяжении нескольких отчетных периодов, то тогда предназначенное гаранту вознаграждение, необходимо распределить между этими отчетными периодами на основании полученных данных. В противном случае, вознаграждение гаранта должно отражаться в том отчетном периоде, в котором осуществлялся расход.
Налоговый учет банковских гарантий
Изначально стоит отметить, что гарантирующая сторона (банк, страховая организация, небанковская кредитная организация) не предъявляет налог на добавочную стоимость (НДС) при предоставлении гарантийных документов. Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, ст.146 предусматривает положение, согласно которому объектом обложения НДС является реализация услуг, производимая на территории России. Но в то же время, ст.149 НК РФ прописывает, что банковская гарантия не подлежит обложению налогом на добавочную стоимость. Здесь можно сделать вывод, что учет банковских гарантий зависит непосредственно от того, для каких целей она выдана. Помимо этого, значение имеет то, кто выдал банковскую гарантию – банк или страховая компания.
Налоговый учет в отдельных случаях может предусматривать предоставление банковской гарантии как расхода, связанного с оплатой услуг банка, которые включены в состав иных расходов, связанных с производством или реализацией (ст.264 НК РФ).
Положения статей 318-320 НК РФ определяют, что метод начисления расходов должен учитывать их в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от того в каком отчетном периоде производились фактические выплаты.
Гарантия может выдаваться для приобретения Материально-производственного сырья (МПС). Такая продукция должна приниматься согласно фактической себестоимости, равной сумме затрат относительно приобретения продукции без НДС, осуществленных фактически. В таких случаях вознаграждение гаранту должно быть включено в фактическую себестоимость МПС, приобретенных организацией.
Не редкими являются случаи, когда поставщик выполняет свои обязательства по договору, а покупатель просто не может оплатить приобретаемый товар ввиду того, что у него недостаточно денежных средств. В таких ситуациях банковская гарантия, предоставленная контрагенту, может отсрочить платеж без прерывания хозяйственных процессов.
Сегодня, именно банковская гарантия – является эффективным инструментом обеспечения обязательств перед контрагентом. А ее учет является очень важным и значимым для правильной работоспособности такого инструмента.
Статья размещена на сайте "Банковская гарантия".